Евангелие от Люцифера О трилогии Филиппа Пулмана «Тёмные начала»

Опубликовано Июн 14, 2019 в Апологетика, Статьи и информация

Евангелие от Люцифера О трилогии Филиппа Пулмана «Тёмные начала»

В 2007 году на Рождество Христово в прокат вышел подчеркнуто антихристианский фильм «Золотой компас», снятый по первому роману фантастической трилогии Филиппа Пулмана «Тёмные начала» (англ. «His Dark Materials»). Тогда портал Православие.Ru одним из первых предупредил своих читателей о том, какой яд скрывается за глянцевой обложкой этой якобы детской книги, разместив кинорецензию священника Иакова Баглиена. В 2003 году «Тёмные начала» заняли 3-е место в списке 200 лучших книг по версии BBC. А в конце прошлого года эта же телекомпания заявила, что вскоре покажет телеверсию «Темных начал», снятую кинокомпанией «New Line Cinema»…

Сегодня, в Международный день защиты детей, мы публикуем новую – развернутую – рецензию на всю трилогию Пулмана, написанную нашим знаменитым сектоведом Александром Леонидовичем Дворкиным. Так вышло, что он лично столкнулся с популярностью «Тёмных начал» в среде православных (!) детей и потому был вынужден прочитать и проанализировать всю трилогию. Вывод, к которому он пришёл, неутешителен: мы имеем дело со «стопроцентно сатанинским сочинением, по-настоящему развращающим детские души».

 

Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога».
(Пс. 13:1)

Когда человек перестает верить в Бога,
он начинает верить во все остальное.
Г.К. Честертон

Кино

В 2007 году на экраны кинотеатров всего мира вышел фильм «Золотой компас». Эффектно сделанные рекламные плакаты, участие звездных актеров первого эшелона, потрясающие для того времени видеоэффекты – все это должно было привлечь к фильму внимание публики. Тем не менее, кассовые сборы фильма оказались на грани провальных, так что продолжение его (хотя он обрывается на полуслове) решено было не снимать.

Действительно, фильм производил странное впечатление: красиво сняты виды, великолепная компьютерная графика – и вместе с тем совершенно невнятный сюжет, обилие героев, которые попадают в кадр, представляются и больше не появляются в фильме, упоминание неких реалий, которые затем никак не реализуются… В общем, шедевра не получилось. Единственно, что запоминается, пожалуй, – это карикатурно злобные церковники, строящие жуткие человекоубийственные козни, но непонятно почему и для чего. Римско-католическая церковь протестовала против выхода этого фильма, но, если не знать контекста, причина протеста не вполне ясна: мало ли антиклерикальных фильмов, тем более что здесь Церковь, хоть и вполне узнаваемая, называется другим словом, а священники вместо крестов носят на груди какой-то замысловатый символ.

Ситуация проясняется, когда узнаёшь, что фильм стал экранизацией первой части трилогии английского писателя Филиппа Пулмана, опубликованной под названием «Его темные материи» («His Dark Materials» – в русском переводе «Темные начала»). Пулман позиционирует себя воинствующим атеистом, но не только. В 2002 году в интервью газете «The Daily Telegraph» он заявил следующее: «Блейк называл Мильтона настоящим поэтом и из партии дьявола, хотя тот и не знал об этом. Я из партии дьявола и это знаю».

Пулман

Пулман подчеркивает, что написал свою трилогию как антитезу «Хроникам Нарнии» (он назвал свое творение «Анти-Нарнией), созданным христианским английским писателем Клайвом Льюисом. «Хроники Нарнии» – это фэнтезийная сага из семи детских книг о приключениях группы детей в вымышленной стране. Остросюжетные, с массой приключений книги Льюиса написаны в жанре христианской аллегории, которая через понятные детям и подросткам образы раскрывает им многие глубокие христианские истины. Время от времени православные родители спрашивают у меня, не вредно ли детям читать «Нарнию»: они слышали мнение, что книги Льюиса «сатанинские». Им было бы полезно услышать, что говорит о «Хрониках Нарнии» тот, кто сам относит себя к «партии дьявола»: «Меня тошнит от книг “Нарнии”. Я глубокой и страстной ненавистью ненавижу эти книги, представляющие детство как золотой век, свободный от сексуальности и взросления». Пулман считает серию книг о Нарнии религиозной пропагандой и называет это творение Льюиса «одной из самых уродливых и ядовитых вещей из всего, что я когда-либо читал».

Обозреватель «The Daily Telegraph» Питер Хитченс подтверждает, что Пулман усиленно занимается антихристианской деятельностью, цитируя его интервью, где писатель говорит: «Я пытаюсь подорвать основы христианской веры». Журналист вслед за Пулманом рассматривает «Тёмные начала» как прямое опровержение «Хроник Нарнии» Клайва Льюиса. Вот как Питер Хитченс суммировал взгляды Пулмана:

«Пулман не верит в Бога, по крайней мере, он заявил об этом бесчисленное количество раз. Он также яростно выступает против организованной религии – в его “Темных материях” Церковь и духовенство изображены как злонамеренные, детоубийственные репрессивные силы. Трилогия отчасти задумана как парафраз “Потерянного рая” Мильтона: двое подростков – Лайра и Уилл, – которым выпала задача спасти мир, участвуют в войне на небесах. Только на этот раз все стороны перевернуты. Лайра и Уилл переворачивают установленный порядок. Их миры искуплены, и Бог, Который оказывается бессильным древним маразматиком, существующим за счет поддерживающих Его жизнь механизмов, рассыпается в пыль».

В свою очередь брат Питера Хитченса Кристофер Хитченс назвал «Тёмные начала» свежей альтернативой христианским книгам Толкина и Льюиса, а Пулмана автором, «чьи книги начали растворять границу между взрослой и подростковой фантастикой».

Некоторые православные увлеклись обличением книг Толкина, Льюиса и др., не заметив, как на книжный рынок было выброшено стопроцентно сатанинское сочинение, по-настоящему развращающее детские души. Оно тем более опасно, что Пулману удалось написать интересную книгу с захватывающим сюжетом и нафантазировать несколько миров. Безусловно, в трилогии изобилие литературных недостатков: тяжеловесное начало, множество сюжетных неувязок, целый ряд непрописанных характеров, бесконечные «рояли в кустах», вновь и вновь вытаскивающие сюжет из, казалось бы, безнадежных ситуаций, и так далее. Но буйство фантазии автора, увлекательность повествования и все убыстряющийся темп событий покрывают многочисленные огрехи, так что, скорее всего, они пройдут мимо внимания молодого читателя. Главная опасность книги, на наш взгляд, в том, что ее основное смертоносно-ядовитое для детей содержание открывается не сразу, а малыми дозами. В первом томе только к концу его обнаруживается антиклерикализм. Увлеченный захватывающим сюжетом и переживающий за судьбу главных героев ребенок проглотит это и начнет двигаться дальше – к исподволь раскрываемым во втором томе планам по восстанию против Бога, а затем – к чудовищным кощунствам и растлевающему аморализму третьего.
Православие.ru

Назад

Страницы: 1 2 3