В Московской духовной академии прошла IV Международная конференция «Христианское наследие Востока»

Опубликовано Ноя 16, 2021 в Новости, Новости Патриархии

В Московской духовной академии прошла IV Международная конференция «Христианское наследие Востока»

11 ноября 2021 года в Московской духовной академии состоялась IV Международная конференция «Христианское наследие Востока».

Организатор форума — кабинет ориенталистики МДА (руководитель — диакон Сергий Пантелеев). В мероприятии приняли участие ведущие мировые специалисты по истории и культурному наследию христиан Ближнего Востока и сопредельных государств.

Пленарное заседание, которое открыл ректор духовной школы епископ Звенигородский Феодорит, прошло в Елизаветинском зале музея МДА. Архиерей отметил неизученность очень многих явлений в христианском наследии Востока, что обуславливает подлинную актуальность как индивидуальных исследований в этой области, так и проведения совместных мероприятий. Кроме того, ректор подчеркнул, что христианство — это живая традиция, существующая на Ближнем Востоке в очень разнообразных формах, нуждающаяся не только в изучении, но и в нашей помощи.

Далее К.А. Панченко совместно с А.А. Войтенко презентовали монографию «Рождение Христианского Востока. Этнокультурные взрывы поздней античности». После рассказа о сложностях, которые сопровождали издание этой книги, ее концепции и содержании, К.А. Панченко поделился со слушателями своими наблюдениями о почитании мучеников среди мелькитов в эпоху Позднего Средневековья.

Второй доклад пленарного заседания был сделан заместителем заведующего кафедрой восточно-христианской филологии и Восточных Церквей Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Н.Г. Головниной. Говоря о разножанровости сирийских монашеских уставов IV-VIII вв., Н.Г. Головнина познакомила слушателей с рядом интересных уставных особенностей, реализовавшихся в контексте конфессиональных различий восточных и западных сирийцев.

Работа первой секции была посвящена преимущественно изучению христианских письменных памятников литературы Востока. Этому были посвящены доклады А.А. Войтенко, А.В. Муравьева, С.А. Французова, Э.-М. Ширинян, А.А. Рогожиной, иеродиакона Максима (Судакова), Г. Казаряна. Анализ антихалкидонской деятельности ряда мыслителей Востока был сделан в докладах диакона Сергия Кожухова и Е.А. Заболотного. Профессор университета Дальхаузи священник Александр Трейгер сообщил интересные факты о форме причащения мирян в VIII-XIII вв. в различных регионах Востока. Внимательное прочтение арабо-христианских памятников позволило отцу Александру подвергнуть сомнению некоторые выводы ученых о форме причащения в Древней Церкви. Месту Трисвятой песни в богослужении Армянской Церкви был посвящен доклад диакона Сергия Пантелеева, который показал, что обращенность этого гимна ко Христу в Армянской Церкви подчеркивается на самом различном уровне.

Во второй секции внимание докладчиков в первую очередь было сосредоточено на «русском присутствии» в Палестине, а также проблемах взаимоотношений Русской Церкви с другими Церквами Востока. С докладами выступили:

  • священник Александр Занемонец — «Новоизданные дневники и воспоминания архимандрита Киприана (Керна) и церковное служение русской эмиграции на Балканах и Святой Земле в 1920-1930-е гг.»;
  • С.П. Брюн — «Феофилакт бар Канбара и восстановление мелькитского Антиохийского Патриархата в Дар аль-Исламе»;
  • Е.М. Копотя — «Русский, грек или араб: факторы идентичности селевкийского митрополита Герасима (Яреды)»;
  • иеродиакон Георгий (Рамазян) — «Отношение к вероучению Армянской Церкви в древнерусской литературе»;
  • Н.А. Семенченко — «Русские паломники и их путь в Иерусалим: прошлое и настоящее»;
  • Е.Ю. Ковальская — «К проблеме взаимоотношений Русской духовной миссии и Императорского православного палестинского общества в период председательства великой княгини Елизаветы Федоровны (1905-1917 гг.): новые открытия»;
  • Н.А. Белякова — «Русские женщины Святой Земли в перипетиях холодной войны: история пополнения женских монастырей в 1950-е гг.)»;
  • Е.В. Смирнова — «Некоторые особенности русско-арабского сотрудничества в женских учебных заведениях ИППО»;
  • П.В. Федотов — «Бейрутские школы ИППО: религиозно-политический проект М.А. Черкасовой».

В сообщении Е.В. Гусаровой был рассмотрен образ Христа в терновом венце в традиции Эфиопской Церкви.

Кроме представителей МДА и вузов Москвы, Санкт-Петербурга и Омска, в конференции приняли участие исследователи из Армении, Греции, Канады и Израиля.

Пресс-служба МДА/Патриархия.ru