Официальное наименование религиозной организации: Рериховское движение (Агни-йога, Учение Живой Этики, Рерихианство), в Новосибирске ответвление этого движения носит название «Духовный центр им. Сергия Радонежского».
Основатели учения: Николай Рерих и его супруга Елена Рерих. Увлекшись изучением теософии Блаватской, они долгое время провели в Тибете, где установили «тесную связь» с «владыками Шамбалы». Во время миссионерских поездок оккультное учение распространялось ими во многих странах мира, в том числе и в России.
Самоидентификация: Рериховские центры по всей стране регистрируются в качестве общественных, культурных, образовательных центров. Прикрываясь маской культурного просвещения, оккультисты активно проникают в светские и государственные учреждения страны, в том числе в систему образования. Рериховское движение — религиозный культ оккультно-антихристианского характера.
Отношение к иным религиям: Декларируемая рериховским учением для непосвященных исключительная веротерпимость, на самом деле полностью опровергается самим содержанием этого учения. Оказывается, что заявляя изначально о наличии элементов «единой Мудрости» во всех религиях, «Живая этика» лишь себя признает «единственным путем». Елена Рерих утверждает, что Христианство — «ложная вера»; Церковь -«источник тления». Не менее резкие суждения можно найти в письмах Елены Рерих и в «Агни-йоге» об исламе, иудаизме, буддизме, индуизме и ламаизме. Все исторически существующие верования человечества с точки зрения Рерихов «ремонту не подлежат», и должны быть заменены теософией.
Официально рериховцы, как и большинство оккультных групп, заявляют, что они сами являются христианами и что все христианские ценности и понятия им очень близки. Но в действительности все оккультные учения не только нехристианские, они крайне антихристианские. Внешнее сходство с христианством наблюдается только в самой незначительной степени. В основе же своего содержания наблюдается часто полная противоположность основополагающих утверждений оккультизма христианским истинам.
Некоторые аспекты вероучения: Следует отметить, что сами книги «Агни-йоги» не содержат ясно выраженных постулатов учения. Оккультная теософия «Агни-йоги» утверждает, что мир и Абсолют едины, а Бога как Личности и вовсе не существует. В религиозной жизни человека на место живого, личного, любящего Бога заступает безликий и равнодушный, слепой «закон кармы». «Воздаяние людям за их поступки производит не Существо, хотя бы и очень высокое, хотя бы и сам Бог, Которого можно было бы упросить, но слепой закон, не обладающий ни сердцем, ни чувствами, которого ни упросить, ни умолить нельзя. В системе «Агни-йоги» религия есть связь с «Космосом» и «Космическими иерархиями». Особенности: • Рерихианство утверждает, что веру в телесное воскресение Христа можно объяснить лишь «самоодурением» (Письмо Е.Рерих от 17.2.34). • «Живая этика» утверждает, что, если Христа и можно называть «Спасителем» — то только потому, что Он спас людей от незнания, «напомнив» им законы этики. • Теософы утверждают, что никто не может помочь человеку в покаянном обновлении его жизни, что последствия прошлых поступков, именуемые
«действием кармы», неотвратимы.
Рерихианство оставляет человеку участь духа, страдающего в оковах плоти, для которого прорыв в высшие миры возможен только после того, как он расстанется с «оковами материального». Не более последовательны рерихианцы в отношении святых православной церкви. Они громогласно заявляют, что многие святые, такие как Сергий Радонежский, были истинными духовными людьми, светочами, преданными «Иерархии Света», посвященные в тайны оккультного учения.
«Живая этика» включает в себя идею членения человечества на оккультные расы, полагая при этом, что члены так называемой «шестой расы» во всех смыслах выше всех остальных людей.
«Агни-йога» склонна с воодушевлением (!) говорить о Люцифере.
Определением архиерейского собора Русской Православной Церкви (2 декабря 1994 г.) засвидетельствовал, что «…язычество, астрология, теософские и спиритические общества, основанные некогда Е.Блаватской, «Учение живой этики» с христианством несовместимы. Люди, разделяющие учения этих сект и движений, а тем более способствующие из распространению, отлучили себя от Православной Церкви».
Предлагаем вашему вниманию труд миссионера РПЦ диакона А.Кураева , посвященный теософии и оккультизму «Оккультизм в Православии», «Сатанизм для интеллигенции«, «Уроки сектоведения»