Зачем нам апологетика? (+ВИДЕО) Цикл «Защита веры». Беседа 1-я

Опубликовано Июн 14, 2019 в Апологетика, Статьи и информация

Зачем нам апологетика? (+ВИДЕО) Цикл «Защита веры». Беседа 1-я

И наука, и вера? Или наука vs вера?

А народ сейчас самый разный. Поэтому нужно идти к людям, безусловно, учитывая их потребности, их проблемы, их интересы. Потому христианская проповедь в любое время всегда, с одной стороны, не меняется, как не меняется слово Истины, слово Христа, а с другой стороны, эта проповедь всегда современна, потому что она должна учитывать современные проблемы тех людей, которым мы несем истину Христову.

Современное общество, к сожалению, во многом отошло от Церкви. Многие из людей отошли от веры в Бога потому, что, как им кажется, «наука доказала, что Бога нет». На самом деле всё обстоит иначе. А как иначе – об этом и говорит апологетика, об этом мы и будем рассуждать в нашем курсе.

Мы должны уметь показать современному физику, биологу, астроному, историку, геологу, представителям других естественных или гуманитарных наук, что христианство не находится в противоречии с истинными науками, поскольку истина одна, и эта Истина есть Христос. Многие люди, будучи верующими христианами, но не знающими, как соединить истину христианства с истинами науки, занимают так называемую позицию «двух истин»: одна истина излагается в биологии, а другая истина – в Евангелии. Дарвин, теория Большого взрыва – это одно, а Евангелие говорит другое. Мы и лекарства покупаем, разработанные биологами, верящими в теорию эволюции, и заодно мы не соглашаемся с ними, когда переходим другую грань, становясь православными христианами. Но такая позиция мне кажется совершенно абсурдной. Не могут быть две истины, тем более друг другу противоречащие.

«Но как же так? – скажет современный мыслящий человек. – Ведь в христианстве есть много положений, которые кажутся, мягко говоря, странными с точки зрения современного ученого. Как может современный ученый, например, верить в чудеса? Верить в то, что человек может ходить по воде, воскрешать других из мертвых и воскреснуть сам?

Как можно верить в мироточение икон, в чудесные исцеления? Чудес не бывает», – скажет любой современный человек, который занимается наукой или просто хотя бы доверяет науке. Как быть с этими вопросами? Мы обязаны отвечать на них.

А как быть, например, с вопросом о преследованиях ученых? За что сожгли Джордано Бруно? За что пытались отлучить от Церкви Галилео Галилея? Ведь наверняка потому, что в Церкви сидят мракобесы, которые ненавидят науку. А ученые – это всегда атеисты. А ведь мы с вами пользуемся плодами науки: мы ездим в автобусах, на машинах, работаем на компьютере и т.д. Не является ли это некоторым лицемерием с нашей стороны? Мы пользуемся плодами ученых-атеистов, а сами при этом ходим в церковь. Поэтому нужно и эти вопросы решить. Действительно ли правы те, кто утверждает, что наука и христианство находятся в радикальном противоречии? И мы увидим, что это совершенно не так. И так называемые «великие процессы» над Джордано Бруно, Галилео Галилеем объясняются совсем другими причинами.

Или, например, другой вопрос, касающийся тоже научной проблематики: «Почитайте, – скажут нам атеисты, – самое начало Библии, о том, как Бог сотворил небо и землю. Как можно небо сотворить? Неба же нет, это иллюзия, это некоторый оптический феномен, вызванный преломлением солнечных лучей в земной атмосфере! А дальше глупость на глупости: сначала свет, потом солнце; сначала растения, потом, опять-таки, солнце… Что, зеленые растения существуют без хлорофилла?..» Таких примеров, которыми спекулируют атеисты, можно привести десятки.

Но многие и не спекулируют – многие честно, искренне занимаются наукой и не понимают, как можно это совместить с христианством. И им нужно помочь, им нужно объяснить и процессы над Галилеем и Бруно, и истолковать некоторые сложные места Священного Писания, и сложные вопросы, касающиеся некоторых философских проблем. Вот как, например, оценить свободу человека? Это хорошо или плохо? Если хорошо, то почему мы говорим о послушании как одной из замечательных добродетелей? А вообще есть ли свобода у человека? При том что Бог всё промышляет, всё видит и без Его воли волос с головы человека не упадет?

И самый любимый нашими противниками – оппонентами-атеистами – вопрос: а откуда страдания? Страдания невиновных детей, страдания праведников откуда? Неужели же Бог нас не любит? А как Он может нас не любить, ведь Бог – это Любовь, – говорим мы, христиане. И эта проблема, по выражению великого французского философа, к сожалению – атеиста, Дени Дидро, породила самое большое количество атеистов. Потому и без этого вопроса никак не обойтись.

Нужно объяснять, в чем смысл страданий, в чем смысл телесной жизни человека, существует ли душа, действительно ли жил на земле Иисус Христос как Богочеловек, страдал, умер на Кресте и воскрес, – это ведь тоже предмет науки под названием история. И этими вопросами также нужно заниматься, их также нужно объяснять современному просвещенному человеку, опираясь на доводы другой уже науки – истории.

Поэтому апологетика – это действительно важная область христианского знания. Кстати говоря, именно этим отличается христианство от всех остальных религий: ни в одной из религий, даже мировых религий, я не говорю уже о языческих, такого раздела, как апологетика, или, как принято называть в духовных школах, основное богословие… так вот, ни в одной из религий такого учения нет. Ни в исламе, ни в иудаизме, что уж вспоминать о язычестве, – во всех этих религиях упор делается на слепую, фанатичную веру. И только христианство находится в целостном, гармоничном единстве с наукой, с истинной философией, и на это единство обратили внимание великие отцы Церкви.

Поэтому, продолжая дело апостолов, продолжая дело отцов Церкви, мы должны умело нести слово Божие в разные круги населения, и прежде всего людям образованным. В свое время я получил образование в области физики, затем образование в области философии, затем образование в области православного богословия, и, пользуясь тем, что у меня есть некоторые познания в области естественных наук, я могу смело говорить, что никакого противоречия между христианством и науками – ни естественными, ни гуманитарными, ни историческими – не существует. И те проблемы, которые я кратко обозначил в нашей сегодняшней беседе, предваряющей цикл «Защита веры», получат дальнейшее развитие и объяснение в следующих наших встречах.

Православие.ru

Страницы: 1 2