Зачем нам апологетика? (+ВИДЕО) Цикл «Защита веры». Беседа 1-я

Опубликовано Июн 14, 2019 в Апологетика, Статьи и информация

Зачем нам апологетика? (+ВИДЕО) Цикл «Защита веры». Беседа 1-я

Портал «Православие.ру» начинает новый цикл видеобесед «Защита веры», посвященный тому, как говорить о вере, отвечать на острые вопросы ее противников, аргументированно объяснять положения христианского учения.

Во вводной беседе речь пойдет о том, зачем, собственно, нужно защищать Истину, если она истинна, противоречит ли вера точному знанию, что об этом писали отцы Церкви. Рассказывает кандидат богословия Виктор Петрович Лега.

 

«Идите и научите!»

Здравствуйте! Мы начинаем новый проект, состоящий из целого цикла наших с вами встреч. Думаю, это проект очень важный, потому что касается он насущных, очень современных вопросов – вопросов защиты нашей православной христианской веры.

Почему, – спросите вы, – нашу веру нужно защищать? Об этом говорит Сам Господь наш Иисус Христос в Своих последних словах, переданных нам апостолом Матфеем: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28: 19). «Научите»!

Но чтобы учить, нужно и самому глубоко знать основы своего вероучения. Ведь, как говорит апостол Петр, мы всегда должны быть готовы всякому, требующему у нас отчета в нашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением (ср.: 1 Пет. 3: 15). Вот такова христианская вера: она требует от нас знания – глубокого знания своей веры – и умения этой вере научить другие народы.

А как учить? Как учить тех людей, те народы, которые не просвещены истиной Христовой, которые не знают, что это такое – вера? И главное – почему нужно верить во Христа, почему нужно быть православным христианином? Этими вопросами как раз и занимается апологетика, дословно в переводе с греческого языка – «защита». Это защита нашей христианской веры.

Вообще христианство во все времена было апологетичным. Апостол Павел показал нам пример такой проповеди, когда выступал перед языческими греческими философами в Ареопаге. Он начал эту проповедь удивительными словами: он не обрушился на них с обличением в языческих заблуждениях, не упрекал их в языческих жертвоприношениях, наоборот, он сказал им, что они – люди благочестивые, ибо у них стоит памятник некоему Неведомому Богу, и вот этого Неведомого Бога, Которого они, не зная, чтят, он, апостол, и проповедует им. И проповедь его была столь успешна, что, как мы знаем из книги Деяний апостолов, многие из этих философов, а именно стоики и эпикурейцы, уверовали. Они увидели и услышали в словах апостола ту истину, к которой они стремились разумом. А ведь многим из язычников, особенно умным язычникам – грекам, римлянам, христианство представлялось чем-то абсурдным, какой-то глупостью. Ну как можно верить в воскресшего человека, Который к тому же был не просто человеком, но Богочеловеком? Как можно верить в чудеса?

«Признавая первым благом ученость»

На эти вопросы давали ответ уже следующие поколения христиан – они стали именоваться отцами-апологетами. Это, прежде всего, знаменитый Иустин Мученик, получивший за свою мудрость и глубокое знание философии прозвище Философ. Это Афинагор Афинский, Минуций Феликс, Климент Александрийский и многие-многие другие, которые в своих работах показывали, что христианство не противоречит истине, потому что Истина – одна. Истина, как Сам об этом сказал наш Спаситель, – это Он, Иисус Христос: «Я есть путь и истина и жизнь» (Ин. 14: 6).

И неважно, кто эту истину открывает, даже если об этой истине говорили языческие мудрецы – Пифагор, Платон, Аристотель. Как пишет Иустин Мученик, «всякий из них говорил прекрасно потому именно, что познавал отчасти сродное с посеянным Словом Божиим… Итак, всё, что сказано кем-нибудь хорошего, принадлежит нам, христианам», именно потому, что это истина.

Точно так же защищали истину – истину научную, философскую – последующие великие богословы: отцы-каппадокийцы, преподобные Иоанн Дамаскин и Максим Исповедник и другие, особенно когда они встречались не с любовью, а отчасти даже с презрением к науке и философии. Ну как же можно презирать науку и философию, ведь она ведет нас к истине! И потому святитель Григорий Богослов пишет: «Полагаю же, что всякий имеющий ум признает первым для нас благом ученость, и не только сию благороднейшую и нашу ученость, которая, презирая все украшения и плодовитость речи, емлется за единое спасение и за красоту умосозерцаемую, но и ученость внешнюю, которою многие из христиан, по худому разумению, гнушаются как злохудожной, опасной и удаляющей от Бога… Напротив того, надо бы признать глупыми и невеждами тех, которые, держась такого мнения, желали бы всех видеть подобными себе, чтобы в общем недостатке скрыть свой собственный недостаток и избежать обличения в невежестве». Замечательные слова великого святителя, который призывает своих современников и, конечно же, нас с вами любить истину в любом ее виде: не только истину христианскую, богословскую, но и истину внешнюю: физику, биологию, историю, филологию… Неважно, какая перед нами наука – она тоже может привести нас к Богу.

И эти же мысли мы встречаем в знаменитой работе «Источник знания» преподобного Иоанна Дамаскина, одного из наиболее глубоких и великих христианских богословов и отцов Церкви. Преподобный Иоанн Дамаскин пишет, что прежде всего надо изучить античную философию, потому что если что-то благое есть у них, то оно даровано людям свыше, от Бога. «Поэтому, – продолжает он, – подражая образу пчелы, я воспользуюсь тем, что близко к истине, и от самих врагов получу плод – спасение». Для меня это удивительные слова: от самих врагов христианской Церкви, то есть от язычников, мы можем получить важнейший плод – спасение, потому что мы от них узнаем истину. Истину физическую, истину философскую. Потому что дальше преподобный Иоанн объясняет, что «под познанием же я подразумеваю истинное познание сущего», то есть природы, или, говоря сегодняшним языком, физику.

Вот такие мысли мы встречаем в Евангелии, в Посланиях апостолов, в работах святых отцов Церкви. И мы видим, что христианство пробивало себе дорогу потому, что оно проповедовало истину. Истину не только богословскую, но и научную, философскую.

Христианство всегда поддерживало и защищало научные исследования. Великие отцы богословы, отцы Церкви изучали Аристотеля, Птолемея, Гиппократа, Галена, великих античных ученых, философов, а не только Священное Писание. Следовать их примеру должны и мы, современные православные христиане, чтобы так же умело, как и наши замечательные великие предшественники, нести истину Христову в народ.

Страницы: 1 2