Главная Миссионерский отдел Конференции и семинары История протестантизма в России.


История протестантизма в России.

15.10.2012 15:46
Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Оглавление статьи

1

История протестантизма в России - Стр.2

2

История протестантизма в России - Стр.3

3

Лютеране на Кольском Севере - Стр.1

4

Лютеране на Кольском Севере - Стр.2

5

Лютеране на Кольском Севере - Стр.3

6

Современная тенденция в современном простентантизме

Говоря о протестантизме в России , следует отметить , что «русского протестантизма» как единой оформленной религиозной идеи и , тем более ,структуры в России не существует. Протестантизм в России – это разнородная и зачастую негативно настроенная друг к другу масса верующих , чьи взгляды прямо или косвенно связаны с учениями и идеями отцов Реформации. Мы коснемся лишь тех ,кого называют «традиционными» протестантами , т.е. лютеран и реформатов , уделив в первую очередь внимание именно лютеранам , с которыми и нашей епархией проводится диалог в рамках ССХЦБ.

 Уже в 20-х годах XVI века первые протестанты или учение "злоименные Лютеры" (так его окрестил один из яростных противников лютеранства протопоп Иван Наседка) - появились на Руси – в Москве и Новгороде Великом, то есть почти одновременно с распространением протестантских идей в Европе. Тем самым , Евангелическо-Лютеранская церковь существует в России уже более 400 лет. В 1576 г. в Москве была открыта первая лютеранская часовня. Самыми первыми были купцы, их семьи и челядь из северо-германских городов, главным образом из Гамбурга и Кенигсберга, Швеции, а чуть позднее – Англии.Среди них были последователи Лютера , а также англикане и реформаты. Другим источником протестантизма в Московском государстве были специалисты- ремесленники , доктора , аптекари , зодчии итд, приглашавшиеся из западных стран на службу.. Им было разрешено свободно исповедывать свою веру, чего нельзя сказать о католиках. На просьбу иезуита Антония Поссевина о строительстве католического храма Иван Грозный ответил так: "Торговым людям в Московское государство приезжать и попам с ними их веры ездить, только им учения своего русским людям не плодить и костелов в государстве Московском не ставить". Вначале ,как отмечают историки, протестанты не обнаруживали стремления к занятиям политикой, однако , при ближайшем рассмотрении это оказывается неправдой.Исторические источники свидетельствуют, что лютеране пытались обратить в свою веру... самого Ивана Грозного. Впрочем, это оказалось напрасным. Когда в 1570 г. лютеране прислали к Ивану Грозному посольство, открытой целью которого было заключение союза с Православной Церковью (тайное же поручение послам было обратить царя в лютеранство), тот в первой же беседе разгромил по всем пунктам немецкое учение, а напоследок запретил протестантам не только рассуждать перед его подданными о своей вере, но и даже входить в православные храмы. Василий Ключевский рассказывает и о таком эпизоде: "В 1577 году на улице в завоеванном ливонском городе Кокенгаузене он благодушно беседовал с пастором о любимых своих богословских предметах, но едва не приказал его казнить, когда тот неосторожно сравнил Лютера с апостолом Павлом, ударил пастора хлыстом по голове и ускакал со словами: "Поди ты к черту со своим Лютером". Надо сказать, что ливонский священник еще легко отделался, потому что другого - некоего пастора Фому - Иван Грозный не только избил палкой, но и спустил под лед в Двину... . В Москве немцы селятся в знаменитой слободе Кукуй, где у них был не только свой пастор, но и собственная кирха.

Самым благоприятным для протестантов было царствование Бориса Годунова. Теперь уже не на слободской окраине, а в самом центре Москвы - Белом городе - на деньги самого царя строится церковь, куда специально приглашаются проповедники из Германии. В период Смуты положение лютеранской общины нельзя назвать устойчивым: если Лжедмитрий I не чинил "иноверцам" никаких препятствий, то Лжедмитрий II едва не истребил их всех. Лютеран обвиняют в непочтительном отношении к русским святыням: « они сидят и спят на иконах, строят возле церквей корчмы и "всякое осквернение от немцев русским бывает". В царствование Михаила Федоровича положение выправляется, и лютеране даже получают "данную" на строительство нового храма, который в благодарность называют Михайловским.

В этот же период в Москве появляются xpамы реформатские .Число протестантов в Москве постепенно увеличивается, и к концу царствования Михаила Романова в городе уже насчитывается тысяча семей лютеран и реформатов. Связано это с тем, что царь предпочитал приглашать в страну для "государственных нужд" протестантов, а не тех, "кои папежския веры". Впрочем, цари также стремились ограничить влияние лютеран, для чего царь Алексей Михайлович повелел всем протестантам, которые не согласны перейти в православие, жить только на Кукуе. Они также получили право строиться в Новгороде, Пскове, Переславле и Белгороде, где им позволялось отправлять свою службу по домам, храмы же строить запрещалось. Всего же в 1673 г. немцев в России жило не менее 18 тысяч. А при правлении царевны Софьи к ним прибавились еще и гугеноты, бежавшие из Франции... ". С первого появления в Россиипротестанты, не упускали случая пропагандировать свою веру. Успеху пропаганды( в частности появляется ересь дьяка Матфея Башкина – протестантствующего 1553) способствовало и то, что русская была проникнута особенной антипатией ;тому самому католичеству, которое отрицало протестантство ;средствами пропаганды были: 1) устные проповеди ученых пасторов, иногда на русском языке, с намеками на ошибочность русских верований. 2) Распространение протестантских сочинений в переводах. В 1552 датский король по просьбе Ивана IV вместе с художниками и типографами прислал ему “Аугсбургское исповедание” и “Катехизис” Лютера в русском переводе, с тем чтобы привезшие их типографы напечатали их в тысячах экземпляров. Густав Адольф завел в Стокгольме славянскую типографию, и протестантские книги отправлялись контрабандой в Россию. 3) Протестантские школы, существовавшие в Москве при всех трех протестантских церквах. 4) Высшие школы, художественные и иные в Москве, в которые поступали для обучения и русские. Жалобы на П. в России начинаются с Максима Грека (ок. 1550), обличавшего Лютера как иконоборца и указывавшего на многие антиправославные явления русской религиозной жизни, происходившие от П. Крупный факт в истории П. в России составляет прибытие в Москву датского принца Христиана-Вальдемара в качестве жениха царевны Ирины Михайловны. Возник вопрос о необходимости обращения его в православие, что, ввиду несогласия на то принца, при сильном желании осуществления этого брака с обеих сторон, вызвало и многократные устные собеседования, и переписку датских богословов с патриархом, и обильную письменную полемику пастора Фильгобера с Наседкою, обнимающие почти все богословие, насколько оно в православии отличается от П. После этого в течение 30-40 лет в пропаганде П. наступает большое затишье вследствие сурового отношения к нему царя Алексея Михайловича. В его “Уложении” положена смертная казнь за совращение из православия.(сожжение пастора Кульмана за пропаганду протестантизма). С самого начала его царствования в 1649 немцы были выселены за город, и о пропаганде заключают лишь по тому, что в 1671 были изданы сочинения царского духовника Савиновича против лютеран и в 1672 соч. иерусалимского патриарха Досифея “Мечец духовный” - против кальвинистов. При начале раскола старообрядчества протестантская пропаганда подступала и к раскольникам.



Один кадр

x0a2388(1).jpg
                      
            Студия Романов-на-Мурмане
  • Календарь

Кто на сайте

Сейчас 98 гостей онлайн