Главная Просвещение Статьи Бог и машина


Бог и машина

13.10.2015 23:53
Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

Главный редактор Радио «Комсомольская правда» - о том, как теология помогает техническому прогрессу

Теологию признали (вроде как) научной специальностью, и прогрессивная общественность предсказуема изошла желчью. Между тем, теология - это такая сложная интеллектуальная игра, да, схоластическая, да, искусственная, но именно теология веками помогала людям формировать навыки умственной работы.

Вчера прочитал, что, дескать, компьютерные "стрелялки" тренируют ум. Так вот, теология тренирует его лучше. Компьютер взял на себя много черной умственной работы, следствием чего может стать утрата навыка мыслить самостоятельно. Как мы ходим в фитнес, чтобы накачать вялую от сидения в машине попу, так точно нам нужны философия (но с ней все совсем плохо), филология (судя по тому, как народ "грамотно" пишет, тут все еще хуже) и теология - всё это формы игры разума, когда одни люди ставят другим условные задачи (ведь нет никакого физического обоснования в правилах грамматики, сплошная условность), а те их решают.

В советских учебниках принято было пренебрежительно отзываться о церковно-приходских школах. И удивляться, дескать, наш герой (Циолковский, Королев, революционер Кибальчич, придумавший ракетный двигатель в застенках Петропавловки) закончили всего лишь церковно-приходскую школу, а поди ж ты, таким гениальным оказался. Но это не благодаря, а вопреки. Не смогли проклятые попы удушить светлый разум.

Но вот что странно. Никто не станет отрицать, что поколение церковно-приходской школы двинуло прогресс очень и очень хорошо. Конечно, практически все после оной школы учились где-то еще, но начинали-то именно с этой базы. Так или иначе, 1930-1950-е – время расцвета нашей технической мысли. Это было время людей, которые или сами получили классическое «царское» образование, или учились у тех, кто его получил.

Казалось бы, далее все должно идти по восходящей. Люди, заставшие проклятый царизм, который иссушал мозги народа законом Божьим, поумирали, и теперь – только светлое будущее, только гений на гении и великие свершения. Но 1970-е стали временем довольно быстрого упадка. В советской науке в это время не появляется новых идей, ученые принимаются гоняться за диссертациями ради диссертаций, много думают над привилегиями, которые полагаются декану и профессору, и очень мало – о том, чтобы «оставить след».

Романтики перестройки видели корень зла в научном марксизме, который, дескать, иссушил мозги что твоя теология, отобрал драгоценное время. Но после того, как из программы убрали все «лишнее», стало только хуже. В итоге сегодняшняя российская наука может похвастаться ничтожным числом изобретений, патентов и открытий, а по числу публикаций в мировой научной периодике мы плетемся в хвосте стран, которые при всем к ним уважении не могут считаться светочами научной мысли.

Что же такое теология, что такое это пресловутое царское классическое образование, которое так ловко ругали апологеты советской школы? Это прежде всего заучивание наизусть длинных текстов, что совершенно очевидно развивает умственные способности. Это решение сложных логических задач. Это искусство обосновывать свою позицию в споре, и чем условнее задача (а в теологии все задачи условные), тем это сделать сложнее.

Вспоминая теологию, принято смеяться над средневековой задачей «сколько ангелов уместятся на кончике иглы». Мол, докатились, какие ангелы, кто их измерял. Между тем достаточно почитать, как эта задача формулировалась и решалась, чтобы увидеть, что она толкнула вперед математику, которая благодаря ангелам и игле научилась оперировать бесконечно малыми величинами. Все прочие смешки и претензии в адрес теологии – такого же свойства, люди зубоскалящие, как правило, не знают, о чем на самом деле шла речь.

Если мы хотим, чтобы наши инженеры изобретали хорошие машины, чтобы ракеты летали, а в ретортах создавались новые лекарства, мы должны научить наших специалистов думать. Их мозг должен стать машиной для рассуждений. В античности, когда, вообще говоря, изобрели и придумали «все» (в древнем наследии можно найти зачатки всех идей, которые потом разрабатывала тысячелетиями наука) детей заставляли учить наизусть Илиаду и Одиссею, огромные книги на устаревшем уже на тот момент языке. Это сработало. Сработает ли теология в российских ВУЗах – мы не знаем, но скачивание рефератов из интернета – это наверняка тупиковый путь. А ведь альтернативы этим пластиковым рефератам, альтернативы «компьютерному умствованию» наше образование не предложило.

Евгений АРСЮХИН, Главный редактор «Радио Комсомольская Правда» 


Один кадр

11.JPG
                      
            Студия Романов-на-Мурмане
  • Календарь

Кто на сайте

Сейчас 47 гостей онлайн